При вытягивании цепи сдвигаются назад фазы газораспределения. Изношенная цепь, кроме того, сильнее шумит.

Звенья новой цепи, находясь в зацеплении с зубьями звездочки, располагаются в виде сторон многоугольника. Поэтому даже при равномерном вращении ведущей звездочки цепь движется неравномерно. С износом шарниров или вытягиванием цепи увеличивается ее шаг. Цепь на звездочках «поднимается», нормальное зацепление нарушается, динамические нагрузки в связи с пульсацией скорости увеличиваются. При сближении частот возмущающих импульсов с частотой собственных колебаний (резонанс) поперечные колебания цепи могут вызвать обрыв успокоителя.

Когда же заменять цепь? Лучше ориентироваться по натяжителю. Исчерпана возможность регулировки натяжения (цепь «вытянулась» более чем на 4 мм) — значит, необходима замена. И, конечно, цепь всегда заменяют, если есть явные признаки ее повреждения — сколы пластин, трещины на роликах.

У «Жигулей» применяются цепи с числом звеньев 114 (двигатели ВАЗ-2101, -21011) и 116 (двигатели ВАЗ-2103, -2106). Различить их просто, достаточно сложить и обратить внимание на концы. У цепи с 114 звеньями концы будут различные, а у цепи с 116 звеньями — полностью одинаковые.

Наименее трудоемкий способ замены, чаще используемый на практике — это установка новой цепи с использованием старой. Если старая цепь не перескочила через зубья звездочек в связи с вытягиванием, тогда замена старой цепи на новую не нарушит фаз газораспределения.

Замена цепи — работа непростая, выполнять ее лучше вдвоем.

Соединение новой и старой цепей производится после их разъединения. Разъединение лучше начать с новой цепи, используя приспособление, показанное на рис. 36. Предварительно следует вывернуть все свечи зажигания. Цепь 2 при помощи упора 1 зажимается в корпусе 5 приспособления так, чтобы головки оси (расклепанные концы) оказались в отверстиях упора 1 и корпуса 5.

Выпрессовываем ось 3 винтом 6 и выталкивателем 4. Выпрессовывать ось нужно до положения, показанного на рис. 37, а, т.е. не до конца. Контролируется величина вы-прессовки по появлению торца головки оси в плоскости А упора 1 (см. рис. 36) или по положению выталкивателя 4 относительно корпуса 5, риска Б. Обратите внимание на концы А и Б разъединенной цепи (рис. 37, а). Если бы выпрес-совывалась любая из соседних осей, концы А и Б поменялись бы местами.

Для разъединения старой цепи и соединения ее с новой снимаем крышку головки блока цилиндров. Для ослабления цепи можно вообще снять натяжитель или, ослабив его колпачковую гайку, монтажной лопаткой отвести от цепи башмак натяжителя и вновь затянуть колпачковую гайку. При разъединении старой цепи и последующем соединении ее с новой не допускайте перестановки ее на звездочках. Разъединяют цепь на звездочке распределительного вала так, чтобы на звездочке со стороны ведущей ветви осталась ее большая часть. Если при разъединении новой цепи было совершенно безразлично, ось какого шарнира выпрессовывать то при разъединении старой цепи это уже не безразлично

Приспособление для запрессовки оси шарнира цепиСоединение новой цепи приспособлением

Конец А новой цепи (см. рис. 37, а) будет соединяться с концом Б старой, коленчатый вал будем проворачивать в направлении его вращения при работе двигателя (на рис. 37 перемещение слева направо). Старую цепь можно разъединить на звездочке распределительного вала только в местах А (рис. 37, б). Разъединив старую цепь так же как новую, соединяем конец Б старой цепи с концом А новой и запрессовываем ось шарнира.

При проворачивании помощником коленчатого вала (свечи вывернуты) в направлении его вращения при работе двигателя, новая цепь постепенно будет занимать место старой, а старая извлекаться из двигателя.

Далее старая цепь отсоединяется от новой, а новая соединяется (запрессовывается ось шарнира) на звездочке распределительного вала. На рис. 38 показаны два способа запрессовки — упором 1 и выталкивателем 2 (рис. 38, а) и винтом 6 (рис. 38, б). Соответствующий конец оси расклепывается.

После замены цепи проверяют фазы газораспределения и проводят установку момента зажигания. При правильной установке фаз газораспределения прилив на корпусе подшипников распределительного вала должен быть напротив лунки на звездочке вала, а метка на шкиве коленчатого вала напротив длинной метки на крышке привода распределительного вала*. Значительное несовпадение меток (на одно — два звена цепи) приведет у многих двигателей к ударам клапанов о поршень. И последнее. Распрессовывать цепь нет смысла, если необходима замена башмака натяжителя.