При напрессовке колпачков приходится часто сталкиваться с недостаточной обзорностью места работы, особенно, когда клапаны приводятся в действие непосредственно кулачками распределительного вала через цилиндрические толкатели без промежуточных рычагов.

«Собирательный образ» чаще всего встречающихся колпачков представлен на рис. 29, здесь же нанесены предельные размеры.

Браслетные пружины колпачков бывают диаметрами 1,2; 1,3; 1,5; 1,6 мм. При диаметре 16 мм пружину при запрессовке колпачка лучше снять. Посадочный диаметр (внутренний), по крайней мере у колпачка отечественного производства, должен быть равен 10,45+0д5 мм, но встречаются колпачки с диаметром 10,4 мм. Здесь большую роль играет не только величина посадочного диаметра, но и форма внутренней поверхности. Для облегчения напрессовки посадочную поверхность колпачка выполняют с кольцевыми выступами (канавками), показанными на рис. 29, б.

Маслоотражательные колпачки направляющих втулок клапанов

Колпачки рекомендуется напрессовывать с использованием оправок. Наиболее часто применяемые оправки для автомобилей ВАЗ представлены на рис. 30.

У автомобилей ВАЗ напрессовывать маслоотражательные колпачки на втулки клапанов рекомендуется оправкой 41.7853.4016 (рис. 30, а). Использование этой оправки связано с определенными проблемами. Дело в том, что оправка имеет коническую поверхность (диаметры 13,2+0.1 и 14,2+0.1 мм, расстояние между ними 14 мм), взаимодействующую с фланцем арматуры колпачка (013,8.. 14,4 мм). При натяге 0,3…0,5 мм в соединении втулка—колпачок проблем практически не возникает, а вот при меньших натягах в упомянутом соединении колпачок (фланец арматуры) заклинивает в оправке и не извлекается оттуда. Большая длина оправки (160 мм) не позволяет установить колпачок на втулку выпускного клапана 4-го цилиндра без предварительного вывертывания шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала. Вывернуть шпильку из алюминиевой головки — часто задача непростая.

Оправки для установки маслоотражательных колпачковОправки для установки маслоотражательных колпачков и браслетных пружинОправки для напрессовки маслоотражательных колпачков

При этом необходимо иметь в виду, что шпилька изготовлена из стали с пределом прочности 80…100 кгс/мм2 (к примеру, у используемой обычно стали 45 этот предел не более 70 кгс/мм2).

На автомобилях ВАЗ-2101…-2107 рекомендуется напрессовывать колпачки после установки клапана, а чтобы не повредить колпачок кромками канавки под сухари, следует использовать оправку 41.7851.4003 (рис. 31, а).

Удобнее все же сначала напрессовать на втулку клапана колпачок, а уже потом устанавливать клапаны. Кстати, так и рекомендуется делать у ВАЗ-2108…-2110. Здесь дело, вероятно в том, что канавка под сухари на стержнях клапанов «Жигулей» одна и имеет острые кромки, а у клапанов «Самар» их три, но с закругленными кромками.

На практике для автомобилей ВАЗ часто применяют оправку, показанную на рис. 32, а. В оправке использован стержень от старого клапана любого двигателя ВАЗ. Кромки под сухари должны быть притуплены.

Возможен и такой способ. Отверстие в колпачке с браслетной пружиной имеет диаметр 6,7…6,8 мм, а если пружину снять, диаметр отверстия будет уже 6,87…7 мм. Уменьшение натяга, а, главное, увеличение податливости уплотняющей кромки колпачка сводит к минимуму вероятность ее повреждения. Устанавливать пружину на колпачок поможет оправка, показанная на рис. 31, б.

При установке колпачков часто, особенно у иномарок, стучать по оправке молотком совсем не требуется — достаточно просто нажать на нее рукой.

Ручные оправки показаны на рис. 32, б, в. Они предназначены для напрессовки колпачков при установленных клапанах. Эти оправки легко преобразовать в оправки иного типа, показанного на рис. 32, а.

Ручные оправки для напрессовки колпачков удобнее использовать, когда посадочные поверхности клапанных втулок и колпачков имеют вид, показанный на рис. 18 и 29, б соответственно. В этом случае колпачок (010,4 мм) «надевается» на втулку (010,8 мм) нажатием руки на оправку с натягом на сторону в 0,2 мм.

Оправка, рекомендуемая для «Жигулей» (см. рис. 27, а), слишком массивна, что способствует потере чувства меры при ударе по ней, а большая длина не позволяет ей, как и оправке 41.7853.4016 (см. рис. 30, а), установить колпачок на втулку выпускного клапана 4-го цилиндра, не вывернув шпильку (см. выше).

Снятие колпачка при помощи универсального приспособленияНапрессовка колпачков при помощи регулируемого универсального приспособленияСъемник маслоотражательных колпачков

И это не все. Если внимательно присмотреться к предельным размерам колпачков (см. рис. 26) и соответствующим размерам оправок (см. рис. 27, а, б, в), то становится ясно, почему иногда запрессовка колпачков кончается для них плохо.

Оправка должна контактировать с плоскостью колпачка, отмеченной на рис. 29 стрелками. Именно в этом случае усилие передается на металлическую часть колпачка (арматуру). В противном случае возможно смятие браслетной пружины деформация фланца арматуры, отрь в от нее резины. Иногда фланец арматуры так заклинивает в оправке, что при попытке убрать последнюю с втулки клапана снимается и напрессованный колпачок.

Как было уже сказано выше, колпачки можно «надевать» на втулки клапанов просто рукой или при помощи оправок (см. рис. 32, б, в), что и принято на многих двигателях. Однако для легкого «надевания» колпачка на втулку клапана у последней необходимо изменить место посадки колпачка (см. рис. 18).

Посадку (напрессовку) колпачка на втулку удобно производить при помощи регулируемого универсального приспособления (рис. 33) Перед напрессовкой, вращая гайку 3 (см. рис. 33), «настраивают» цангу 2 под данный колпачок. Контакт цанги с колпачком должен происходить, как отмечалось выше, по плоскости колпачка, отмеченной на рис. 29 стрелками. Установив колпачок на втулку и нажав на упор 1 (см. рис. 33), рукой напрессовываем колпачок Если конструкция втулок обычная, возможно потребуется легкое постукивание молотком (металлическим стержнем) по упору 1. Посадочное место втулки смазывается моторным маслом.

При снятии старых колпачков (рис. 34) цанга 1 защелкивается на колпачке 4 и затягивается при помощи воротка айкой 3. Далее, придерживая верхним воротком цангу 1, вторым воротком вращаем гайку 2.

Для снятия колпачков можно также использовать инерционное приспособление (рис. 35), изготовленное с использованием старых плоскогубцев.