MTS 01.000.00 SB 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    НАЗНАЧЕНИЯ

1.1 Машина МТС (рис . 1)предназначена для электрической   

контактной многоточечной сварки  деталей из низкоуглеродистых сталей, нержавеющей стали 12Х18Н9Т, титановых сплавов марки ОТ4, крестообразных соединений стержней арматуры классов В11,А1.

 

1.2 Детали предназначенные для сварки, не должны иметь окисных пленок и загрязнений, препятствующих сварке.

1.3 Машина должна эксплуатироваться в закрытых помещениях на высоте не более 1000 м. над уровнем моря при температуре охлаждающей воды от плюс 5°С до от плюс 25°С.

1.4 Машина изготавливается в исполнении УХЛ4 – для работы в районах умеренного климата при температуре окружающего воздуха от плюс 1°С до от плюс 35°С с относительной влажностью не более 80% при температуре плюс 25°С.

1.5 Окружающий воздух не должен содержать вредные газы, разрушающие металлы, лакокрасочные покрытия и изоляцию.

 

2.    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

2.1 Машина изготавливается на питание от однофазной питающей сети 380 В при частоте 50 Гц.

 

2.2 Технические параметры машины приведены в табл. 1.

 

                                                                                                                         Таблица1

Наименование параметра

Норма

Наибольший вторичный ток, кА

12.5±1.25

Номинальный длительный вторичный ток, кА, не менее

4

Число фаз питающей сети

2

Наибольшая мощность при коротком замыкании, кВА

62±6.2

Мощность при ПВ=50% кВА

28

Усилие сжатия электродов, даН:

 

        номинальное

400

   Наибольшее при давлении сжатого воздуха 0.5 МПа,

даН, не менее

440

   Наибольшее при давлении сжатого воздуха 0.1 МПа,

даН, не менее

100

Номинальный вылет, мм

100

Номинальный раствор, мм

100

Наибольший  ход верхних электродов, мм

150

Регулирование сварочного тока

плавное

Пределы фазового регулирования тока, %, не менее

25…100

Наибольшая длительность прохождения сварочного циклы, с

3.96

Сопротивление вторичного контура машины постоянному току, мкОм

135

Коэффициент трансформации сварочного трансформатора

68

Коэффициент мощности при коротком замыкании при номинальном растворе

0.6

(1)Расчетный расход охлаждающей воды,л/ч, не более

600

(1)Расчетный расход свободного воздуха, при номинальном усилии сжатия и ходе 20 мм, м/100 ходов

0.54

(1)Рекомендуемый диапазон толщин свариваемых деталей из низкоуглеродистой сталей, мм

От 0.5+0.5

До 4.0+4.0

(2)Рекомендуемый диапазон диаметров крестообразных соединений стержней арматуры В1 и А1, мм

От 0.5+0.5

До 4.0+4.0

Наибольшая длительная производительность при сварке низкоуглеродистой стали толщиной, сварок/мин, не менее:

 

         0.5+0.5 мм

220

           1.0+1.0 мм

125

Уровни звукового давления и уровень звука

 См. табл.2

Габаритные размеры машины

(длина х ширина х высота), мм, не более

 

Масса машины. кг, не более

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

1.     Параметр справочный и проверке не подлежит.

2.     При установке электродов Д1-25/16-60(рис. 13).

3.     Допуски к параметрам заданы на фактическое значение при изготовлении.

 

                  3.УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ

 

3.1  Рама 13 (рис.1) является основной несущей конструкцией машины.

Пневматический  привод  1, вертикально  перемещающий верхний электрододержатель  2,  установлен на кронштейне рамы. Кронштейн 6, несущий нижний хобот 5 с электрододержателем  3 выполнен из токопроводящего материалы.

Элементы электрического устройства: сварочные трансформаторы  10, автоматический выключатели 9, тиристорные контакторы находятся внутри шкафов 11, которые крепятся болтами к каркасу машины. На крыше шкафов 11 установлены  регуляторы контактной сварки РКС-15-1.

Кнопки 8 установлены на раме машины в удобном для работе месте. Элементы пневматического устройства 14 (блок подготовки воздуха и распределитель)  расположены на боковых сторонах машины , в доступных для регулирования усилия сжатия местах. Элементы системы охлаждения 7-внутри, на передней и задней стенках рамы.

 

3.2  Принцип действия машины состоит в том,что сварка осуществляется путем сжатия деталей, нагретых проходящим непосредственно через них сварочным током. Работа машины начинается с нажатия пусковых кнопок 8 после установки деталей между электродами.

С этого момента автоматически в определенной последовательности и в заданные отрезки времени совершаются операции цикла сварки, а именно: cжатие деталей между электродами, прохождение электрического тока через сжатые детали ( сварка) , выдержка деталей в сжатом состоянии при выключенном токе(проковка) и раскрытие электродов (пауза). Для получения одной сварки тумблер”Одиночный цикл” –“Автоматический цикл” на лицевой панели регулятора контактной сварки РКС-15-1  следует установить  в положение ”Одиночный цикл” и нажать кнопки 8. Циклы сварки будут повторятся, если кнопки остаются нажаты, а тумблер установлен в положение  –“Автоматический цикл”.

3.3  Привод пневматический (рис. 2) перемещает верхнею пару электродов и сжимает свариваемые детали ,создавая при этом необходимое сварочное усилие.

Пневматический привод состоит из пневматического цилиндра 1 и направляющей 3 с бронзовой втулкой, внутренний объем цилиндра разделен поршнем 2 на 2 –е камеры. При впуске сжатого воздуха в верхнюю камеру поршень 2совершает рабочий ход; при  впуске сжатого воздуха в нижнюю и выпуске из верхней- возвращается в исходное положение.

Для предотвращения поворота штока 4 служит стержень 5. Смазка штока 4 и 5 производится с помощью двух пресс-масленок 8. (рис 2).

 Для равномерного распределения усилия между двумя электродами, электроды расположены на качающемся  электрододержателе 6, который крепится к штоку при помощи пальца 7.

  Привод электрический изолирован от рамы машины.

        3.4. Работа пневматического привода и управления им осуществляется     

 согласно принципиальной пневматической схеме (рис.3). Сетевой сжзатый воздух через клапан КЛ и фильтр воздушный Ф через регулятор давления РД1 и, маслораспылитель  МР1 , распределитель УК1 – попеременно поступает в нижние или верхние камеры цилиндров Ц1 и Ц2.Манометры М1 и М2 показывает значение редуцирующего сжатого воздуха в каждом контуре. Безударная работа поршня обеспечивается дросселями ДР1,ДР2. Глушители Г1,Г2 предназначены для снижения шума.

3.5 Охлаждение вторичного витка сварочного трансформаторв, элементов токоподводов и теристорных контакторов проточной водой осуществляется согласно принципиальной схеме охлаждения (рис.4). Вентель ВН через два тройника обеспечивает включение трех ветвей охлаждения вторичного контура машины. Слив осуществляется через сливную коробку, расположенную на передней стенке машины.

3.6 На рис.5 представлен токоподвод машины. Подвижные колодки 5 с качающимся электродержателями с двумя электродами через которые происходит замыкание эл.цепи.  Электрододержатели  3 закреплены в хоботах 1 и имеют возможность установочного перемещения.

3.7 Схема электрическая принципиальная и схема электрическая соединений представлены на рис.6 и 7.

Две фазы от трехфазнойсети подводятся к машине через автоматический выключатель QF1 который обеспечивает защиту электрических  цепей от коротких замыканий и отключения машины от сети при нажатии тумблера.

 Коммутация сварочного тока осуществляется тиристорными контакторами

 При нажатии на кнопки S1 запускается  регулятор  контактной сварки РКС-15-1 А1, которые выдают команды на включение клапана YK1 и тиристорных контакторов А1. Лампа на лицевой панели регулятора контактной сварки РКС-15-1 сигнализирует о наличии напряжения сети на машине. Регулятор контактной сварки РКС-15-1 обеспечивает заданную последовательность и отсчет выдержек времени сварочного цикла, плавное фазовое  регулирование тока.

 

 

 

 

 

4.  УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

 

4.1  При обслуживании электросварочного оборудования обязательно соблюдать “Межотраслевые правила по охране труда(правила безопасности) .

При работе необходимо руководствоваться требованиями Г*ОСТ 12.3.003-86 “Работы  электросварочные. Общие требования безопасности”

 

5.2 Работа на машине разрешается только при наличии надежного заземления.

Заземляющие провода , шины зануления  и другие элементы зануления должны ежедневно проверятся. Особенно тщательно после проведения ремонтных и наладочных работ.

 

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО РАБОТА БЕЗ ЗАНУЛЕНИЯ ОПАСНА ДЛЯ  ЖИЗНИ!!!

 

5.3Доступ к электрической схеме разрешен только элетрику-наладчику, за которым закреплена данная машина .работающему на данной машине проводить какие-либо ремонтные работы категорически запрещается.

5.4Ремонт и обслуживание машины, в том числе  зачистке, смене электродов должны проводится при отключенном автомате, отключенной подаче сжатого воздуха и воды. При этом надо помнить, что на входных зажимах автомата  напряжение остается. Допускаются наладочные и регулировочные работы проводить наладчику при включенной автомате с соблюдение всех мер предосторожности. Зачистку изоляции подводящих питающих проводов производить на длине 20 мм.

5.5 Требования безопасности к монтажу и эксплуатации пневматического привода в соответствии с ГОСТ12.3.0015

5.6Степень защиты электродной части 1Р00 по ГОСТ 14254-80.

Степень защиты частей  машины, находящейся под напряжением сети -1Р20 по ГОСТ 14254-80.

5.7класс машины по способу защиты человека от поражения электрическим током -01 по ГОСТ 12.2.007.0-75

 

 

5.     ПОРЯДОК РАБОТЫ

5.1  Прежде , чем приступить к сварке деталей на машине необходимо ее наладить и опробовать в действии при включенном сварочном токе, для чего:

– открыть вентили, подводящие сжатый воздух и воду к машине

– подать напряжение на машину, переводом рукоятки авт. Выключателя а положение “Включено”

– установит тумблер  “Ток” , расположенный на передней панели регулятора контактной сварки РКС-15-1, в положение “Выключено”, тумблер “Одиночный ток” – “Автоматический цикл” в положение “Одиночный цикл”.

– установить оптимальную величину рабочего хода  верхних электродов в зависимости от толщины, материала и конфигурации свариваемой детали.

– Установить требуемое для сварки усилие сжатия электродов(график на рис.9) ,что достигается  установкой соответствующего давления сжатого воздуха регуляторами  давления РД1 и РД2., по манометру М1 и М2 (рис.3)

– нажать кнопки 8(рис.1)

-проследить работу машины несколько раз.

– отрегулировать дроссели.

Установить тумблер “Одиночный ток”-“Автоматический цикл”” в положение “Автоматический цикл”.

– нажать кнопки 8 и не отпуская ее, проверить работу машины в автоматическом цикле без сварочного тока.

Отрегулировать винт маслораспылителя 14 (рис.1) на подачу 1-2 капель масла за 12-20 ходов верхних электродов

– проследить работу машины несколько раз.

6.2 После  опробования машины на холостом ходу можно приступить к наладке режимов сварки.

Оптимальный режим сварки определенных деталей устанавливается путем подбора величины усилия сжатия электродов, величины сварочного тока, времени прохождения тока через свариваемые детали, времени проковки и паузы.

   Регулирование величины сварочного тока – плавное.

  В соответствие с выбранным режимом сварки:

   – установить требуемую величину фазового регулирования,

   – установить необходимое время сварки,

   – установить требуемое  усилие сжатия электродов в соответствии с графиком (рис. 9)

   – установить тумблер “Ток”, расположенный на передней панели регулятора контактной сварки РКС -15-1 в положение “Включено”, тумблер “Одиночный цикл”-  “Автоматический цикл”,в положение “Одиночный цикл”.

– нажатием кнопок  “Сварка”, произвести пробную сварку в одиночном цикле.

– повторить несколько раз,

– перевести тумблер “Одиночный цикл”-  “Автоматический цикл”,в положение “Автоматический цикл”,

– нажатием кнопки пуск “Сварка” произвести пробную сварку в автоматическом цикле.

6.3. При кратковременном прекращении работы машины обесточить машину переводом рукоятки автомата в положение 

 “Выключено” и прекратить подачу воды и воздуха.

       При опасности замерзания воды продуть систему охлаждения сжатым воздухом.

 

              6.ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

 

6.1 Во время эксплуатации машины ежедневно следить за наличием масла в резервуаре маслораспылителя и периодически восполнять его расход.

6.2 Удаление изношенных электродов из гнезд электрододержателей производить специальным съемником. Не ударять по электроду молотком или другим инструментом, в противном случае неизбежен преждевременный выход из строя электрододержателей и повышенный расход электродов.

6.3 При эксплуатации машины особое внимание обращать внимание на контактные поверхности вторичного контура.

   При увеличении омического сопротивления вторичного контура  более чем на 25% выше начального контакта следует разобрать и зачистить их поверхности. Измерение сопротивления вторичного контура произвести методом амперметра-вольтметра током 100-200 А.

  Источник постоянного тока присоединить к электродам разомкнутого вторичного контура, Измерение падения напряжения произвести милливольтметром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.4 Основные виды работ по техническому обслуживанию приведены в таблице 3.

 

                                                                                                  Таблица 3

Виды работ

Периодичность

Проверка надежности заземления

Ежедневно

Проверка наличия масла в маслораспылителе

Ежедневно

Проверять отсутствия утечки воздуха в пневматической системе

Ежедневно

Проверка отсутствия протечки воды в системе охлаждения

Ежедневно

Смазка трущихся деталей пневматического привода

Раз в 2недели

Проверка состояния посадочных гнезд в электродержателях

1 раз в месяц

Проверка величины усилия сжатия электродов

1 раз в месяц

Продувка скхим сжатым воздухом внутренних частей машины

1 раз в месяц

Продувка сжатым воздухом системы охлаждения

1 раз в неделю

Проверка затяжки болтов контактных соединений токоподводов

1 раз в месяц

Проверка состояния изоляции

1 раз в  3 месяца

*Роверка глушителей шума

1 раз в  2 месяца

Проверка и регулировка пускорегулирующей аппаратуры

 

1 раз в  6 месяца

Измерение сопротивления вторичного контура постоянному току и зачистка переходных контактов

1 раз в  6 месяца

Проверка манометров по контрольному манометру

1 раз в  6 месяца

 

ПРИМЕЧАНИЕ:  *Для очистки глушителей от засорения необходимо:

1.     Промыть глушители шума в водном растворе. Состав раствора в г/л:

Na2CO3– цинированная сода 80-100,

Na2PO3 – тринатрийфосфат 40-50,

NaOH – едкий натрий 40-50,

ОП-7 обезжириватель 3-5.

Температура раствора 40-50°. Время промывки 5-6 часов.

2.     Осветлить путем погружения глушителей шума в водный раствор азотной кислоты HNO3  в соотношении 1:1 в течении 5-10 сек.  при комнатной температуре.

3.     Промыть в проточной воде втесении 5-10  сек. без подогрева.

4.     Продуть сжатым воздухом при давлении 0.1-0.15 МПа.

5.     Пластмассовые глушители следует очищать в керосине или бензине.

6.     К промывке фильтров допускается персонал, прошедший аттестацию и инструктаж по правилам работы с СДЯВ.

 

 

8.ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОД ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ

 

8.1 Перечень наиболее часто встречающихся неисправностей и методы их устранения приведены а таблице 4.

 

                                                                                                       Таблица 4

Наименование неисправности, внешнее проявление и дополнительные признаки

Вероятная причина

Метод устранения

При нажатии  кнопок “сварка” не опускаются верхние электроды

Плохие электрические контакты в кнопке

Проверить надежность замыкания контакта кнопки

Заедание поршня

Проверить наличие масла в маслораспылителе и подачу их него масла в цилиндр, смазать шток поршня

Не включается распределитель, нет напряжения на его катушке, обрыв провода в катушке или неисправен сам клапан

 

При отпускании кнопки “сварка” электрод поднимается и нет сварочного цикла

Неисправен

РКС-15-1

См. паспорт регулятора

Машина работает в автоматическом режиме, но сварка не происходит

Обрыв в цепях поджигания тиристоров

Проверить цепи поджигания

Неисправны тиристоры

Заменить тиристоры

Нет контакта в первичной цепи сварочного трансформатора

Найти повреждения и устранить неисправность

Распределитель срабатывает, но пневматический привод работает нестабильно, воздух просачивается в атмосферу

Выход из строя уплотнительных колец или манжет пневматического цилиндра

Заменить дефектные кольца или манжеты

Систематически срабатывает сетевая защита, не обеспечивается прочность сварного соединения

Неисправность в тиристорном контакторе

См. паспорт контактора

Не регулируется времена позиций сварочного цикла

Неисправность регулятора РКС-15-1

См. паспорт регулятора

 

 

 

                           ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

Рис.1. Машина ММКС-1229-2

Рис.2.Привод пневматический

Рис.3. Схема пневматическая принципиальная

Рис.4.Схема охлаждения принципиальная

Рис.5. Токоподвод

Рис.6. Схема электрическая принципиальная

Рис.7. Схема электрических соединений

Рис.8.График усилия сжатия электродов в зависимости от давления сжатого воздуха.

Рис.9.Нагрузочная характеристика